Недавно прочитал небольшую книгу российского литературоведа, Юрия Владимировича Манна, о творчестве Н.В. Гоголя. Читалась она легко, как литература, предназначенная для школьников, но исследовательская работа проведена автором солидная. Его анализ книги "Мёртвые души" направил ход моих мыслей в ответе на вопрос: почему Гоголь сжёг второй том своей поэмы.
Уважаемые читатели, как вы думаете, кто из описанных в первом томе "Мёртвых душ" помещиков в молодые годы по складу сердечных желаний, пристрастий больше всего походил на Чичикова?
— Может Манилов? — Собакевич? — Ноздрёв?
— Нет, нет, и нет. Лишь некоторые их черты отражаются в личности Чичикова, да и то отдалённо.
— Тогда, может Плюшкин?
— Если одной фразой описать натуру Чичикова, то это будет жажда наживы. И все помыслы Плюшкина направлены на это же. Кстати, в молодости и в средние годы Плюшкин слыл среди соседей хозяйственным помещиком, который не был транжирой, а сумел нажить богатство. Но чем больше он старел душой и телом, тем больше захватывала его страсть к наживе, тем более ужасную форму она приобретала — Плюшкин превратился в "скупого рыцаря", даже ещё хуже.
Осознав, какая старость ожидает Чичикова, так же посвятившего свою жизнь наживе, Гоголь ужаснулся и решил, во что бы то ни стало изменить сердце героя своей поэмы, сделать его светлым, духовным человеком.
Но дело в том, что когда в начале книги автор описывает героя своего произведения, он волен сотворить их таким, как задумал, но потом, когда его герой как бы уже начал жить в его произведении, чем дальше, тем меньше власти автор имеет над его мыслями и поступками — иначе будет получаться какая-то синтетическая кукла, а не уже оживший на страницах книги человек.
Николай Васильевич Гоголь познал истину, что со временем не только тело человека стареет, но и душа его меняется — она становится менее чуткой к окружающим людям и происходящим вокруг событиям, грань между белым и чёрным как бы размывается в ней. И трагедия Гоголя была в том, что познав сию истину, он не сумел найти способ, как вдохнуть жизнь в уже начавшую костенеть в страсти к наживе душу Чичикова. Он увидел, что обновить его душу, его образ мыслей так же трудно, как омолодить тело, даже ещё труднее.
Сначала Гоголь искал путь к оживлению, обновлению души Чичикова в добрых примерах жизни других помещиков, но понял, что эти помещики кажутся Чичикову чудаками, не более.
Затем уже сам для себя Николай Васильевич попытался в религии найти оживотворяющий источник для души, чтобы познав его, направить к нему своего героя. Но в религиозных обрядах он не нашёл того, что могло бы обновить, очистить душу человека.
Ошибка и беда Николая Васильевича Гоголя была в том, что дальше изучения религиозных правил и обрядов он не смог пройти в познании Бога. А истина заключается в том, что не религиозные обряды, а только Дух Божий через объединяющее общение с нашим духом может оживотворить нашу душу. Только Дух Божий может воскресить в человеке духовную жизнь.
Автор поэмы не познал истины духовного возрождения, поэтому и герой его произведения оказался в тупике безысходности. А учитывая требовательность Н.В. Гоголя к себе и своему творчеству, он не мог выпустить в свет книгу, ведущую в никуда, поэтому и сжёг второй том "Мёртвых душ".
Вот такая у меня гипотеза.
Если моя гипотеза не заинтересовала вас, то надеюсь хотя-бы немножко развлекла.
Комментарий автора: Недавно прочитал небольшую книгу российского литературоведа, Юрия Владимировича Манна, о творчестве Н.В. Гоголя. Его анализ книги "Мёртвые души" направил ход моих мыслей в ответе на вопрос: почему Гоголь сжёг второй том своей поэмы.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Писатель, популяризатор христианских ценностей и христианского учения.
Прочитано 984 раза. Голосов 1. Средняя оценка: 4
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Християнські Побутові Колискові - Воскобойников Ігор Григорович Протягом тривалого часу мене цікавили саме християнські колискові, причому, побутові, тобто ті, яких співають рідні саме у побуті біля самої колиски.
Й ось десь із місяць тому Господь дав мені самому низку колискових, частину з яких сьогодні наводжу.
З того часу я більш системно зацікавився цим питанням й, до мого здивування і навіть із прикрістю, виявив майже повну порожнечу у цьому напрямі. І це у нас, на співучій Україні!
Ще раз підкреслю, мова йде не про літературні колискові, які є у класиків, хоча й у дуже невеликій кількості, й пару яких можна зустріти навіть на нашому сайті: у Светлани Касянчик та у Зоряни Живки.
… Звернувся інтернетом до бібліотекарів системи дитячих бібліотек України й із вдячністю ознайомився із ще якоюсь дещицею колискових. Причому, із прикрістю відзначаю, що наші християнські поети й тут «пасуть задніх», віддавши повністю цей надважливий напрямок духовного виховання на перекручування лукавому.
Отже, намагаючись не скотитися до примітивізму, намагався зробити колискові різного рівня складності від максимально простих й гнучких, щоб мама, тато або інший родич міг сам творити їх та прилаштовувати до індивідуальних потреб, так би мовити, не зазираючи до писаного тексту.
Заздалегідь ДУЖЕ вдячний усім, хто випробує їх у практичних умовах і повідомить свою думку.
Ще більш вдячним буду за продовження розвитку цього напрямку і повідомлення мені про набутки як українською, так й основними романо-германськими та слов'янськими мовами.